Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к новому пониманию целей, форм, методов, технологий и средств обучения. Они должны быть ориентированы не только на усвоение знаний, но и на развитие личности учащихся, их познавательных и творческих способностей, на формирование гуманного, ценностного и критического отношения к окружающей среде и самому себе, умения самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Важную роль в обеспечении эффективной реализации образовательного процесса выполняют средства обучения.
В федеральных государственных стандартах общего образования и имеется нормативный перечень рекомендуемых средств наглядности для оснащения учебного процесса, обеспечивающий базовый уровень требований в овладении различными предметом.
Подчеркивая роль наглядных средств как источников информации при обучении, Н.М.Верзилин и В.М Корсунская пишут о необходимости их использования в учебно-воспитательном процессе и формировании основных понятий. По мнению ученых наглядные средства могут использоваться на всех этапах урока и всех формах обучения.
Психолого-педагогические, методические исследования и практика работы школы показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств ученика. Я. А. Каменский еще в XVII в. обосновал «золотое правило дидактики»: привлекать к обучению все органы чувств учащихся: видимое-зрением, слышимое-слухом, обоняемое-обонянием, осязаемое-осязанием. Позже, в XIXв. И.Г. Песталоцци раскрыл важность использования наглядных средств, в развитии и формировании биологических понятий.
В XX и XXI вв. значительный вклад в изучение системы наглядных средств в обучении внесли ученые- методисты А.А. Афонин, Е.В. Бочкарева, Н.М. Верзилин, Л.В. Занков, И.А. Зорков, В.М. Корсунская, Е.А. Ламехова, А.В Никифорова, М.А.Огнева, Е.В. Осолодкова, И.Н. Пономорева, Б.Е. Райков, Н.А. Рыков, Н.З. Смирнов, М. А. Трощенко, С.Г. Шаповаленко, Е.В. Юшина и другие.
Однако, в школьной практике не всегда прослеживается систематическое использование различных видов наглядных средств, нередко учителя не имеют ясного представления об их разнообразии, а также о методических условиях, способствующих эффективному использованию наглядных средств в обучении.
Цель работы: проанализировать реализацию принципа наглядности в условиях современного школьного обучения.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «наглядность» в процессе обучения.
2. Рассмотреть особенности использования опорных сигналов в образовательном процессе.
3. Определить возможности использования презентаций на уроках математики.
Объект исследования – средства наглядности
Предмет исследования – разработка технологического обеспечения реализации принципа наглядности в условиях современного школьного образования.
Методы: анализ научной литературы, анализ педагогического опыта.
1.Использование наглядности в школьном обучении
Если рассматривать термин «наглядность», то обычно им обозначают принцип, которым руководствуется педагог в процессе обучения предмету биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления у обучающихся, во многих случаях служит так же его опорой [12].
Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся образов об окружающей нас действительности.
Понятие «средство наглядности», или наглядное средство, очень близко по содержанию к понятию «наглядное пособие». Но значительно шире по объему всё-таки понятие «средство наглядности». Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, схемы в учебнике принадлежат к основным средствам наглядности, но они не являются наглядными пособиями [17].
Наглядные пособия представляют собой конкретные объекты, которые использует педагог на всех этапах урока. Они могут быть в виде таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек и так далее. Наглядные пособия, которые выражают основное содержание всех изучаемых предметов – это основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование – это вспомогательные средства обучения [7].
Успех обучения во многом зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности обучающихся. Наглядность обучения становится одним из главных факторов, который влияет на характер усвоения учебного материала обучающимися.
Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия у ребёнка и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи всех научных знаний с жизнью.
Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом педагога. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в достоверности приобретаемых ими знаний, а так же в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает им педагог. А уверенность в достоверности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными и более прочными [3].
Средства наглядности повышают у детей интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым новым знаниям.
Исследования по применению наглядности, по сочетании средств наглядности и слова педагога, которые проводились под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством учёных С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили им определить некоторые общие правила применения всех средств наглядности на уроке [2].
Прежде чем отобрать педагогу для урока тот или иной вид наглядности, ему необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей, целей. При этом следует учитывать, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и соответственно отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные и понятные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют обучающимся вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого представления или понятия [11].
От учебных задач зависит и выбор форм сочетания наглядности и слова педагога. В некоторых случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово педагога выполняет некую функцию руководства восприятием обучающихся. Наглядные пособия уже могут служить опорой для создания связей между теми или иными фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению детьми, а слово учителя уже побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание и истолкование сделанных ими наблюдений [4].
На таких этапах урока, как обобщение, повторение изученного материала, источником знания о фактах, явлениях или их связях уже выступает главным слово учителя, а наглядность здесь выполняет функцию лишь подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего основные сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию обучающимися. Наглядные средства могут служить также основой для самостоятельной работы обучающихся. Но в этом случае учитель только определяет цель и задание, и направляет деятельность обучающихся по нужному руслу [19].
Средства наглядности используются абсолютно на всех этапах процесса обучения биологии: это и объяснение нового материала, и закрепление знаний, и формирование умений и навыков, и даже выполнение домаш¬них заданий с проверкой усвоения учебного материала. Средства наглядности применяются не только на уроке, но и при других формах обучения биологии, например самообразование [2].
Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны. Их существует большое количество, и все они имеют свои функции и задачи.
Наглядность, которая основана на использовании реальной действительности, может быть названа учёными предметно-реальной. Наглядность, которая основана на использовании наглядных средств обучения, в основном созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. А наглядность, которая основана на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана уже с любым из выше названных видов наглядности.
Соответственно из вышеизложенного можно сказать, что наглядные учебные пособия могут быть как предметно-образными, так и знаковыми.
Предметно-образные пособия – они включают в себя две основные группы наглядных учебных пособий: это натуральные и объемно-образные.
Вторая группа предметно-образных пособий – это объемно-образные наглядные пособия. Они представляют собой уже такие предметы, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в виде объемного образа, являясь при этом трехмерным изображением данного объекта. К ним могут относиться, например: модели, макеты, муляжи и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова, Ю.А. Использование учебных презентаций и интерактивных плакатов на уроках английского языка на разных ступенях обучения // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2018. С. 535-539.
2. Алеханова, И.Ф. и др. Опыт использования презентаций в учебном процессе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33. С. 135-138.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Андреева, М.В. Технологии социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004
5. Бабченко, М.А. Использование нелинейных презентаций на уроках английского языка с целью создания устойчивой мотивации к изучению предмета // Наука, образование и культура. 2020. № 2 (46). С. 45-48.
6. Бочкарёва, Е. В. Современные средства наглядности как инструмент оптимизации обучения биологии // МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; ответственный редактор Т.В. Голикова. 2018. С. 23-26.
7. Волошин, Б. Б. основные подходы к созданию педагогической технологии и опорных сигналов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 8. С. 106-109
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Горохова, Н.Э. опорные сигналы в обучении грамматике // Иностранные языки в школе. 2012. № 11. С. 7-10.
10. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
11. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-5
12. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
13. Клепиков, В.Н. Роль креативно-опорных сигналов на уроках математики в школе // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 64-71.
14. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
15. Кузнецова, Н.М. Веб-квест технология как ресурс образовательной деятельности // Региональное образование: современные тенденции. 2016. № 1 (28). С. 117-120.
16. Курбатова, М. Н. Применение наглядных методов обучения // Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 76-77.
17. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
18. Овчаренко, Е. Н. Использование наглядных методов в процессе обучения // Наука и современность. Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 177-179.
19. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
20. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
21. Платонова, Т.Н. Об использовании электронной презентации на уроках // Химия в школе. 2007. № 9. С. 25-29.
22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
23. Широнина, О.В. Мультимедийная презентация на уроках английского языка // Colloquium-journal. 2019. № 27-4 (51). С. 53-55.